РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
Инновации
Рудченко И.С.
Экономика в условиях роста
виртуального бизнеса

Рынок инноваций в современном мире имеет существенные отличия от того, что было 15-20 лет тому назад
В книге
"Экономика в условиях роста виртуального бизнеса"
подробно описаны технологии бизнеса для опережения в инновационных областях.

Рекомендуемые для изучения материалы примечательны тем,
что в них показаны отличия
бизнеса постиндустриальной эпохи от эпохи индустриальной

.

1
Предисловие
2
Познание мира
через моделирование
3
Наше сознание
и моделирование
4
Моделирование
и ожидаемые результаты
5
Основа -
согласование подходов
6
Активные
и пассивные решения
7
Структура -
основа моделирования
8
Открытость информации
9
Цели
10
Ниша деятельности
11
Инновации
12
Стандарты
13
Инвестиции
14
Участники процесса
15
Формирование команды
16
Дополнительная литература
17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ
18
Анекдоты
по теме

Пример
Концептуальные подходы
развития сбыта
и закупок молока
для принятия решений
по модернизации оборудования

Варианты
A.
Производственный

B.
Ассортиментный

C.
Корпоративный

Инновационные ниши

Рынок технических инноваций

Инновации являются необходимым условием достижения высокой конкурентоспособности. Данный тезис сегодня практически не подвергается сомнению. Говорят о необходимости развития науки, а она в свою очередь обеспечивает развитие человечества, является двигателем прогресса, обеспечивает необходимый жизненный уровень населения, создает условия для опережения в развитии государств и так далее. Соглашаясь с верностью тезиса о необходимости вложения средств в инновационные разработки, укажу лишь на некоторые ограничения его применимости.

Напомню исторический опыт, когда варвары оказались сильнее народов, имеющих значительно более развитое производство и более совершенную военную технику. Каждый знает о трагических судьбах Римской империи и Киевской Руси. Есть и более близкие для нас примеры, когда эпоха варваров осталась позади.
Дефолт России в 1998 году сохранил отсталые в техническом отношении предприятия, а при этом усложнил жизнь тех бизнесменов, которые вводили новшества (как у нас говорили, вложились в то, чтобы продукция соответствовала мировому уровню качества). Причиной финансового ухудшения предприятий с более передовой технологией послужило снижение жизненного уровня населения. Описание причин соответствующего результата приводится в разделе "Товарная ниша". Очевидным условием для инновационной деятельности является востребованность более качественной продукции. Инновации могут быть востребованы рынком при росте покупательной способности населения.
Здесь полезно остановиться на важной функции государства. Правительство России в 1998 и 1999 годах инициировало помощь финансовому сектору. Финансисты в первую очередь поддержали те предприятия, для которых открылись новые ниши рынка. Это были те предприятия, которые отставали в инновационной деятельности. Решения позволили быстро выйти из кризиса, но в ущерб инновационному развитию. Дальнейшие годы продемонстрировали, что страна стала в еще большей степени сырьевой. Вспомните, что в то время много писали об импортозамещении. Импортозамещение объявлялось благом для России. Чтобы понять пагубность такого мнения я поясню на ситуации из 20-х годов. В годы НЭПа активно развивалось производство лошадей, а современная сельхозтехника не поступала в крестьянские хозяйства. Тогда концентрация у правительства всей внешней торговли задержала развитие инновационных технологий. После дефолта 1998 года поддержка отсталых отечественных предприятий позволила ускорить выход из кризиса, но при этом произошло дальнейшее отставание страны в области инноваций. Я уже писал о подмене целей. Цель на инновационное развитие была подменена целью на импортозамещение. Была ли другая возможность выхода из кризиса? Была, но голоса аналитиков вне правительственных структур не были услышаны.

В современном мире инновации можно не создавать самим, а покупать их. Это, к примеру, можно делать через закупку новейшего оборудования. Понятно, если предприятие работает на устаревшем оборудовании, то оно начинает проигрывать при реализации своей продукции. Происходит отставание из-за низкой производительности и роста издержек на обслуживание. Тем самым предприниматели мотивированы к закупке нового оборудования. Но необходимо учитывать, что закупка нового оборудования ведет к получению преимуществ, которые имеют лишь временный характер. При этом необходимо учитывать, что при наличии ограниченности средств руководители должны рассматривать множество вариантов. Варианты связаны с возможностями роста производительности труда (к примеру, при закупке новейших станков и линий), по экономии энергоресурсов (например, при смене холодильного оборудования или установки собственной энергопроизводящей установки), при выходе на новые рынки (например, изменение упаковки или средств транспортировки) и так далее. Один из возможных вариантов анализа (для рынка молочной продукции) приведен в Примере ("Концептуальные подходы развития сбыта и закупок молока для принятия решений по модернизации оборудования").

Рынок инноваций появился далеко не сразу. Он получил наиболее бурное развитие лишь в конце XIX века, а при этом его развитие шло все большими темпами в XX веке. Инновации стали разрабатываться не только в прикладных сферах для развития технических новшеств, а также в сфере управления.
Инновации в сфере управления и их внедрение
породили рынок
управленческого консалтинга

Данный рынок, как и рынки в других инновационных областях, имел тенденцию к росту.
Поучительный факт:
число консультантов на данном рынке больше в тех странах, которые имеют более развитую экономику.

Сложилась ситуация, когда компания при наличии достаточных денег и при понимании необходимости инновационных технических разработок, проигрывала в конкурентной борьбе по той простой причине, что ее управленческая структура, порядок принятия решений и иные области менеджмента оказывались на более низкой ступени развития, чем это требовали новейшие реалии рынка.

Инновации пронизывают всю современную жизнь. Это связано в первую очередь с тем, что конкуренция в настоящее время в первую очередь осуществляется за счет инновационных разработок. Вторая половина XX века показала на опыте наиболее эффективных организационных структур, что они стремились не к вытеснению конкурента за счет более низкой цены на свою продукцию, а к освоению новых ниш рынка, в том числе через освоение новых ниш деятельности. Открытие новых ниш в бизнесе и опережение с выходом на них определило финансовые и иные успехи лидеров в бизнесе. Свободные ниши рынка всегда существуют.

Рынок инноваций становится в достаточной степени развитым в тех странах, где конкуренция из ценовой сферы перешла в сферу инновационную.
В России постоянно слышны жалобы на то, что различные конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, научные работники в целом испытывают большие финансовые трудности. В чем причина? Простого осознания, что инновации необходимы, не является достаточным. Объемы вложений в инновации определяются уровнем конкуренции. Она в России еще не стала достаточно жесткой. На это указывает то, что до сих пор продолжают существовать предприятия с устаревшим оборудованием. Посещение руководителем государства предприятий и торговых точек указывает на то, что уровень конкуренции до сих пор зависит не от правил, которые созданы государством для рынка, а от решений чиновничьего аппарата. К тому же, еще слишком большое число собственников представляет себе, что основа любого рынка - это соотношение цены и качества, а иными словами - ценовая конкуренция. То есть у многих до сих пор представления о рынке, как его описывали еще в позапрошлом веке, в том числе так о нем писал до сих пор часто цитируемый К.Маркс.

Финансирование инновационных разработок
будет сдерживаться до тех пор, пока
представление о современном рынке,
как о рынке ценовом,
будет сохраняться.

Если кто-то сомневается в этом, то пусть еще раз посмотрит аргументацию страниц сайта Ниша деятельности и Структура - основа моделирования, Конкуренция - исторический опыт и почитайте Курс МВА по стратегическому менеджменту. И, конечно, инновации не нужны, если вместо создания условий для жесткой конкуренции будут защищаться слабые предприятия (при различном обосновании, включая ссылки на социальные мотивы и на защиту отечественного товаропроизводителя).

При описании дальнейших разделов я исхожу из позиции, что рост инноваций в стране связан с развитием рыночных отношений. Более того, малое участие бизнеса в развитии инноваций указывает на низкий уровень конкуренции, на высокий уровень монополизации экономики.

Опыт
США, Японии и Китая
дан на одной из страниц сайта в разделе

ПРОБЛЕМЫ, ОБСУЖДАЕМЫЕ в СМИ.

Продолжение

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский