Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
Описание программ

Подготовка информации

Вариант 1.
Энергетический сектор

Вариант 2.
Концепция
развития энергетики

Обсуждение проблем

Водоканал:
проблемы

Подготовка к принятию решений

Пример 1
Кредитование и
задержка платежей

Пример 2
Социальные расходы
и собственность

Пример 3
Строительство и
социальные задачи

Проблемно-деловые игры
(ПДИ)

варианты для ПДИ
"Покупка
акций
предприятия"

Антикризисная программа 1

Антикризисная программа 2

Антикризисная программа 3

Антикризисная программа 4

Антикризисная программа 5

Принятие решений

Описание программ - это формирование документов после завершения всего комплекса работ по разработке программы.

В качестве примера приводится описание программы на отдельной странице сайта
для города с градообразующим предприятием
Обычно итоговый документ содержит сотни страниц, поэтому требует очень тщательного отношения к нему. Такие документы не читаются, а изучаются. Изучение требует значительного времени. Задача облегчается в тех случаях, когда документ составляется постепенно на протяжении всего хода проводимых работ. Я уже указывал на то, что работы проводятся поэтапно с принятием решением по завершению каждого этапа. Программный документ во многом повторяет порядок проведения работ, то есть имеет структуру ту же, что и этапы в ходе подготовки решений. Все ключевые мероприятия, разработанные по ходу разработки программы, документы и решения включаются в документ еще в процессе проведения работ. Таким образом, фактически все, кого это касается, знакомы с итоговым документом еще до получения окончательного его варианта.
К сожалению, это правило не всегда соблюдается. Иногда заказчик требует ту форму итогового документа, который более понятен проверяющим организациям (следовательно, чиновникам, которые будут что-то контролировать, но не несут ответственности за результаты реализации разработанной концепции).

Работы, которые не имели существенного влияния в ходе разработки программы, по возможности сохраняются в итоговом документе. Они могут помещаться в приложениях к итоговому документу.

При сохранении этих простых правил Итоговый документ легко используется в работе теми, кто был привлечен для непосредственного участия при подготовке решений. Для сторонних же людей он выглядит необъятным. Особенно это касается партнеров (существующих, а тем более перспективных). Маловероятно, что занятые люди, которых авторы программы надеются привлечь к сотрудничеству, возьмутся за его изучение. Для представления документа во внешнюю сферу составляются информационные сборники. Они могут иметь различное назначение, поэтому могут иметь различное название. К примеру, "Презентационный сборник документов стратегии развития программы (название программы)". Но даже для собственных сотрудников из общего документа формируются усеченные сборники, содержащие только ту информацию, которая необходима для работы отдельных подразделений.

Полный итоговый документ и отдельные сборники документов имеют различный порядок компоновки. В итоговом документе цели могут быть сформулированы ближе к концу. А в сборнике, который должен пойти предполагаемым партнерам, обычно цели указываются в самом начале документа. Ниже приводится оглавление реального документа, который выносился на конференцию для обсуждения. На конференцию были приглашены лица, которые предполагается привлечь для доведения программы до технической документации с целью дальнейшего совместного воплощения программы в жизнь. Полный Итоговый документ содержал более пятисот страниц. Документ для участников конференции, оглавление которого здесь приводится, содержал 47 страниц.

0. Преамбула. Рассматриваемые варианты в ходе подготовки программы.
1. Краткое содержание проекта. Предполагаемые результаты.
2. Предлагаемое решение по организации партнерства и цели партнерства.
3. Оптимизация рисков недофинансирования.
4. Риски потери контроля.
5. Технология ведения переговоров с заключением соглашений по сотрудничеству.
6. Структурное и поэтапное привлечение инвестиций.
7. Экономико-географическая привязка.
8. Различные типы бизнесов.
9. Список услуг.
10. Структура управления для реализации предлагаемой программы.
11. Первоочередные проекты, которые сформируют условия для достижения экономических результатов.
12. Проекты, имеющие наименьшие сроки окупаемости.
13. Проценты, пропорции, схемы финансирования.
14. Оценка совокупных затрат.
15. План первоочередных мероприятий.

Усеченный документ является достаточно конкретным и побуждает к обсуждению. Естественно, что он предоставляется всем участникам конференции заблаговременно (в нашем случае он был выслан участникам за 30 дней до работы конференции). Участники конференции могли предоставить свои соображения не менее чем за 5 суток. В материалах, как правило, отражались расчеты и иные позиции, которые трудно воспринимаются в аудитории. Выступления за счет этого были не более 15 минут, что позволяло в ходе обсуждения сосредоточиться на ключевых вопросах, не вдаваясь в детали и расчеты.

По окончании конференции были скорректированы материалы программы, которые потом были предоставлены тем участникам конференции, которые высказали желание принять в разработке технико-экономических показателей (стать партнерами в реализации программы).

Подчеркну еще раз. Документы программы готовятся для внутреннего использования и для предоставления их во внешнюю среду. Различная подача связана не с попытками скрыть что-то от будущих партнеров, а для удобства восприятия.

Ниже представлен проект одного из консалтинговых документов. Он выбран в качестве иллюстрации, так как отражает реальное оформление документов, хотя и не был в дальнейшем задействован в реальной работе.
Первая страница документа демонстрирует заказчику, что выполнены требования договора.
Вторая часть документа отражает саму концепцию.
Концепция не будет понята, если ее читатели находятся не в теме, поэтому она снабжена ссылками на приложения.
На сайте представлены все необходимые документы для создания приложений.
В реальном документе они подлежат коррекции в зависимости от заказчика консалтинга и объявленной темы. Здесь не представлена коррекция, а представлены сами страницы сайта, на базе которых был составлен консалтинговый документ. Это поможет серьезным пользователям сайта провести самостоятельный тренинг по коррекции материалов, глубже понять материалы сайта.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Программа соответствует матрице России.

Реализация программы позволит достичь следующих целей:
- формирование новых источников для пополнения бюджета вне зависимости от мировой конъюнктуры на энергоносители
- повышение конкурентоспособности предприятий оборонного комплекса с ростом уровня продаж его продукции на мировых рынках
- создание условий для развития новейших технологий, в том числе технологий двойного назначения
- привлечение инвестиций для обновления производств
- создание маркетинговых центров, нацеленных на привлечение инвестиций в промышленный сектор экономики
- развитие малого бизнеса
- рост заработной платы и снижение уровня бедности в стране
- создание условий для привлечения квалифицированных кадров в регионы с более низким уровнем дохода и снижение оттока людей из них
- создание условий для роста темпов строительства жилья в регионах, куда будут привлекаться инвестиции
- повышение качества подготовки кадров для промышленных предприятий

Запуск программы не потребует пересмотра бюджета или средств из Стабилизационного фонда.
Налоговые льготы, предусмотренные программой, будут учитываться в последующих бюджетах. Они легко просчитываются в соответствии с темпами реализации программы за предыдущие годы.
Стабилизационный фонд является гарантом реализации программы, он может быть задействован только в тех случаях, если произойдет существенный спад цен на энергоносители. Спад цен на энергоносители позволит сформировать новый источник существенного пополнения бюджета, поэтому потребует средств из стабилизационного фонда не более, чем на 2 года. Запуск программы потребует коррекции законодательства.

Государство должно и будет вкладывать средства в развитие экономики, оказывая содействие бизнесу, но только при условии достижения определенного результата по эффективности.

Программа строится на основе понятий эффективности. Оценка эффективности дается с помощью критериев, изложенных в программе. Это стало возможным теперь, когда накоплен достаточный опыт работы страны в рыночных условиях.

Программа учитывает, что ни одно государство в мире не способно реализовывать все предлагаемые программы и проекты. Они должны проходить жесткий отбор. И только те, которые дают наибольший результат по определенным критериям, могут быть взяты за основу с целью решения социально-экономических задач России.

Для такой большой страны, которой является Россия, не может единого критерия для всех программ и предприятий. Программа формулирует те принципы, которые будут осуществляться в рамках ее реализации, при этом сформулированы лишь концептуальные принципы для отбора программ первоочередного значения. И даже в рамках одной программы она вводит различные критерии поддержки предприятий в зависимости от их уровня развития и значимости для экономического развития России. Критерии выбраны таким образом, что предприятия могут относиться то к одному, то к другому типу, переходя с более низкого уровня на более высокий в зависимости от их значимости для социально-экономического развития России.

Первый критерий удовлетворяет требованиям, что продукция должна отвечать не только существующим нормам современного рынка, а быть высококонкурентной в перспективе. Это позволит развивать высокотехнические производства, которые являются основой мощи любой державы и высокой технической оснащенности ее вооруженных сил. Без наличия высокотехнологичной базы страна не сможет со временем сохранять свою независимость от стран с передовым уровнем производства.

Результатом осуществления программ с помощью государственной поддержки должно стать уменьшение зависимости России от цен на природные ресурсы (Приложение).

Главной оценкой продукции высокотехнологических производств должен служить рынок. Тем самым критерий оценки может строиться только на одном - такая продукция востребована на международных рынках. Более того, постепенно расширяются объемы продаж, востребованных вне России (Приложение).

Поддержка может осуществляться по нескольким направлениям.

В первую очередь такие предприятия будут иметь приоритеты для получения госзаказов. Тем самым они обеспечивают себе дополнительный устойчивый сектор сбыта своей продукции, меньше зависят от международной конъюнктуры, будут способны осуществлять поставки своей продукции в вооруженные силы других стран.

Второй формой поддержки будет осуществление на средства государства (полностью или частично) разработок по заказам данных предприятий. Данные научные, технические, маркетинговые и иные разработки будут производиться для оказания помощи предприятиям для занятия лидирующих позиций на рынках своей продукции. Заказы самих предприятий позволяют государству лучше учитывать потребности именно тех рынков, на которых поддерживаемое предприятие способно работать. Так как это же предприятие получит заказ на новую продукцию по госразработкам, то здесь получается обратная связь, когда предприятию выгодно развивать именно те направления своего развития, которые связаны с потребностями государства.

Второй критерий связан с тем, что государство заботится о развитии всех перспективных отраслях, создавая условия для привлечения инвестиций.

Те предприятия, которые могут привлечь инвестиции в свое производство, будут иметь определенные налоговые льготы. Эти льготы будут предоставляться сроком на один год. Переплата налогов за данный год будет учитываться при сборе налогов в следующем году. В случае, если за этот год привлечены инвестиции, перекрывающие в 5 раз (цифра условна) от снижения налогового бремени, то на следующий год предоставляются опять налоговые льготы. Тем самым предприятие вынуждено постоянно заботиться об обновлении своего производства, следить за эффективностью привлекаемых инвестиций. Очевидно, что такая политика позволяет со временем вернуть деньги в бюджет, так как рост эффективности таких предприятий создает условия для роста от него налоговых поступлений. Такие предприятия будут со временем платить налогов больше, чем они могли бы заплатить без обновления производства.

Повышение эффективности производств не может осуществляться за счет снижения зарплаты, поэтому налоговые льготы будут предоставляться на следующий год при условии, что фонд заработной платы при этом на предприятии не снизился (в рублях с учетом инфляции) даже при снижении численности работающих на предприятии в ходе приобретения нового оборудования.

Повышение эффективности производств не может осуществляться за счет снижения уровня продаж. Объемы продаж (в рублях с учетом инфляции) таких предприятий не могут быть снижены.

Новые предприятия возникают на тех территориях, где осуществляется успешная маркетинговая деятельность. Маркетинг осуществляют сборочные производства. Наличие успешных продаж позволяет определить мощность и место строительства нового предприятия по производству комплектующих данного вида сборки (Приложение).

Государство поддерживает работу маркетингового центра при условии, что оно формирует новые рабочие места в регионе, где оно расположено, определяет потребность в новых кадрах для этих предприятий и формирует требования к организациям, занимающихся подготовкой кадров.

Маркетинговый центр освобождается от уплаты налогов на сумму, которая затрачена на подготовку кадров, а также на четверть суммы, затраченной на приобретение оборудования для нового предприятия. Четверть суммы вполне достаточно, чтобы маркетинговый центр приобрел часть пакета акций нового предприятия. Освобождение от налогов происходит на время, требующееся для получения компенсации, но не более, чем на 1 год.

Фактически сформированы условия поддержки всех типов предприятий. В программу будут включены малые, средние и крупные предприятия. При этом предприятия 3-ьего типа могут перейти в предприятия 2-ого типа, а предприятия 2-ого типа могут перейти в предприятия 1-ого типа. Предприятиям крупного бизнеса выгодно выходить в регионы, формируя там центры сборки с маркетинговыми задачами. А те в свою очередь будут формировать структуру по привлечению инвестиций в малый и средний бизнес.

Фактически государство финансирует создание следующей институциональной схемы для самовоспроизводящей инвестиционной деятельности в промышленном секторе экономики:

Программа станет реальной, если регионы будут активно участвовать в ней. Для этого им создаются мотивации.

Люди, получившие новые эффективные места работы, будут платить более высокие налоги, чем до получения рабочих мест с более высоким уровнем оплаты. Кроме этого, налоги будут платить предприятия с фонда заработной платы. Эти налоги будут оставаться в субъекте Федерации при условии, что там наблюдается рост средней заработной платы и одновременно снижение процента людей, имеющих доходы ниже черты бедности. При этом будут учитываться только те работники, у которых заработная плата стала не ниже, чем в 2 раза, средней заработной платы по данному субъекту Федерации.

Фактически происходит переток части средств Федерального бюджета в бюджет субъекта Федерации. Эти средства могут быть использованы только на решение социальных задач данного субъекта Федерации. А точнее, только на строительство новых жилых домов. Они, в частности, могут быть использованы для развития ипотеки (Приложение). Так, часть людей, которые будут привлечены на новое место работы могут быть молодыми специалистами или профессионалами, приехавшими из других местностей. Им нужно жилье. Оно должно приобретаться по ипотечной схеме. Средства, получаемые по данной программе, могут быть использованы для погашения первого взноса по ипотеке. Тем самым работники смогут сразу получить жилье, а новое место работы позволит им оплачивать дальнейшие взносы в ходе его полного выкупа. Тем самым будет ликвидирована одна из существенных причин переезда к новому месту работы.

Реализация программы будет мотивировать бизнес переводить предприятия из регионов с высокой оплатой труда в регионы, где оплата труда ниже. В настоящее время перевод предприятий в регионы с низким уровнем заработной платы сдерживается тем, что это связано со значительными издержками для бизнеса, связанные с отсутствием высококвалифицированных кадров на местах.

Реализация программы снизит миграцию населения из-за низкого уровня зарплаты, который наблюдается в настоящее время. Такая экономическая политика снизит приток людей в крупнейшие города России, в первую очередь в мегаполисы Москвы и С.-Петербурга.

Продолжение

1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"