Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
Пример 3
Строительство и социальные задачи

Фрагмент реального конспекта
установочного занятия
(адаптировано к задачам сайта)

Подготовка информации

Вариант 1.
Энергетический сектор

Вариант 2.
Концепция
развития энергетики

Обсуждение проблем

Водоканал:
проблемы

Подготовка к принятию решений

Пример 1
Кредитование и
задержка платежей

Пример 2
Социальные расходы
и собственность

Проблемно-деловые игры
(ПДИ)

ПДИ
"Покупка
акций
предприятия"

(антикризисные программы)

Принятие решений

Описание программ

В российских городах утвердилась практика, когда социальные задачи решаются за счет тех лиц, которые способны заплатить за определенные товары более высокую цену.

В частности, покупатель нового жилья оплачивает строительство жилья в ходе решения социальных задач городской (муниципальной) властью. Строители обязаны либо переселить людей из ветхого жилья за свой счет, либо передать часть построенных квартир муниципалитету, либо заплатить муниципалитету (деньги могут пойти непосредственно нуждающимся в жилье, но не способных приобрести его на свои доходы). Возможны и другие варианты. Но все их объединяет то, что каждый из них предполагает взять деньги у более зажиточных людей, чтобы улучшить жилищные условия у нуждающихся в социальной поддержке со стороны властных структур.

Реально сейчас на практике все чаще реализуется схема "дополнительного налога" на строителей (взято в кавычки, так как не являются частью налогового законодательства). Этот "налог" строители переносят на покупателей жилья. При этом в сознание людей внедряется психология, что богатенький может и поделиться.

Для уяснения проблемы и последствий подобных решений
сравним следующие варианты

Вариант 1
Это вариант, когда строители обязаны часть жилья отдать муниципалитету (фактически "дополнительный налог", который не включен в налоговое законодательство)
Вариант 1 повышает цену на жилье для тех, кто его покупает, так как они вынуждены фактически оплачивать жилье для тех, кому город предоставляет жилье по заниженным ценам или бесплатно. Такая жилищная политика отсекает от самостоятельной покупки жилья тех людей, которые могли бы его приобрести по более низким ценам.
Вариант 2
Это вариант, когда "дополнительный налог" на строителей отсутствует, но строители обязаны возводить всю инфраструктуру.
Оплата строительства инфраструктуры населением повышает цену на жилье особенно существенно на вновь создаваемых строительных площадках. По варианту 2 государство отказывается использовать средства, получаемые через налоговую систему, для снижения цен на возводимое жилье. Фактически данная политика в области жилищного строительства отсекает тех людей, которые могли бы купить жилье по более низкой цене.
Вариант 3
Инфраструктура создается государством на бюджетные средства и "дополнительным налогом" строители не обкладываются.
Наибольшее число людей способно купить жилье по данному варианту, если он реализуется в качестве жилищной политики. Если же реализуются варианты 1 и 2, то число таких людей резко снижается.
Все варианты рассматриваются в предположении, что государство способствует созданию условий нормального конкурентного рынка.

Всех желающих улучшить свои жилищные условия можно разделить на четыре категории:


Из схемы хорошо видно, что финансирование социальной жилищной программы по варианту 1 фактически лишает возможности приобрести жилье часть населения. Они способны приобрести жилье только по вариантам 2 и 3, а какая-то часть только по варианту 3. Следовательно, количество нуждающихся растет, поэтому социальная программа вынуждена предоставлять им либо социальное жилье, либо финансировать покупку жилья.
На странице сайта социальная расходы и собственность показано, что уменьшение числа собственников жилья (или рост людей в социальных квартирах) снижает эффективность социальной помощи.
В тех вариантах, когда строительство инфраструктуры оплачивается будущими жильцами, происходит замедленное освоение новых территорий. А это в свою очередь приводит к дополнительному росту на жилье из-за снижения количества качественных мест для возведения жилья. Тем самым количество граждан, нуждающихся в социальной поддержке, растет.
Отсутствие дополнительных площадок под строительство ведет к врезкам в существующие жилые кварталы, чья инфраструктура быстрее изнашивается, а часто просто не рассчитана на вновь возводимые здания. Такая политика чревата техногенными катаклизмами.
Есть еще один малоприятный момент для экономики региона. Число высококвалифицированных работников, которые могли бы приехать из других регионов, будет снижено. К тому же жилье обычно предоставляется тем, кто жил в данном месте значительный период времени. Следовательно, рынок труда будет в стране при вариантах 1 и 2 менее развит.
Варианты 1 и 2 отрицательно сказываются на демографии. Кроме снижения рождаемости это мотивирует людей уезжать из страны, если они не способны найти работу с оплатой их труда, способствующей приобретению жилища самостоятельно, без социальной поддержки.
Варианты 1 и 2 фактически создают порочный круг, когда людей ставят на очередь для получения жилья, а очередь эта растягивается на десятилетия.

Лозунг "возьмем у богатых"
фактически превращается в лозунг
"не дадим накопить на жилье успешным"

Объемы жилья, передаваемого строителями властным структурам (вариант 1), окажутся меньше, чем снижение покупаемых квартир, если бы жилищная политика осуществлялась по вариантам 2 или 3. Иными словами, произойдет общее снижение числа людей, улучшающих свои жилищные условия, и снижение объемов строительства. А строительство позволяет развиваться целому ряду отраслей, которые во многом определяют экономическую ситуацию в городе.

В прессе мелькала мысль о том, что реформирование для перехода от натуральных форм расчетов к денежным является либеральной идеей. Обратим внимание на то, что государству удобнее контролировать деятельность чиновников, если идет отказ от натуральных оплат. Удобство контроля нельзя отнести к либерализации экономики. Либерализация для материалов данного сайта подразумевает следующие пункты:
- накопление
- обмен
- специализация
- конкуренция
- коммуникации (структурные связи)
Переход от варианта 1 к варианту 2 или 3 может создать условия хотя бы для накопления. А простой отказ от натуральных форм социальной поддержки еще не порождает рост по тем позициям, которые являются основой либеральных решений.

Варианты 1 и 2 выгодны политикам, находящимся у власти. Они при варианте 1 могут в интересах собственной пропаганды указывать более значимые суммы социальной поддержки населения. Но, при этом надо понимать, что образуются существенные негативные тенденции для экономики государства в целом. Такая политика не решает социальные проблемы, а порождает новые.

На странице сайта Лукавая цифра приводятся дополнительные примеры искаженной логики для принятия решений.

Продолжение

1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование

4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"