Юрий Никольский
РЕШЕНИЯ: ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА
Мораль и законы

Интуиция -
основа
принятия
решений

ВВП и спад
жизненного уровня
населения

Классификация
правил

Человек -
это животное

Исторический
подход

Накопление

Обмен

Специализация

Конкуренция

Коммуникации

Послесловие
по модели
исторического
развития

Накопление
и пенсии

Обмен
и факторы
стабильности

Власть -
это результат
специализации

Конкуренция -
исторический
опыт

Современные
тенденции
в бизнесе

Причины
и следствия

Моделирование - база для согласования
позиций

Законы, которые определяют причинно-следственные связи, требуют определенной среды, где они могут проявиться. Такой средой является мораль, превалирующая в данном обществе.

Если общественное сознание осуждает накопление или торговлю, то соответствующие тенденции развития будут слабо проявляться, а торговые фирмы будут бороться не за лидерство, а за выживание. Такое общество, если хотите - то нация или государство, не способно развиваться по сформулированным мною законам на предыдущих страницах этого раздела. Оно будет развиваться по иным правилам, что приведет к отставанию в развитии, если под развитием подразумевать тот процесс, который был сформулирован в моей модели исторического развития.

Но далее я буду говорить не об общих законах развития, а о тех законах, которые создаются людьми, о законах, которые принимают в правовом государстве.

Законы (право) могут способствовать закреплению необходимой для развития морали или создавать условия для иных законов существования общества. К примеру, налоговое законодательство может способствовать развитию коммуникационных связей через формирование корпоративного бизнеса или препятствовать их развитию. Но ни один закон не способен сформировать условия, если он не подкреплен соответствующей моралью самого общества.

Нельзя все жизненные ситуации отразить в законодательстве государства. Общественная мораль поддерживает необходимый уровень соблюдения правил поведения. Мораль и культура поведения меняются от нации к нации, от государства к государству. Различия в морали задает обязательное различие в формируемых законах каждого отдельного государства. Если мораль в обществе такова, что сила решает все, то в таком обществе будут расти преступность и экстремизм. Никакое законодательство не изменит сложившуюся тенденцию. В этом случае издержки государства растут не только в области содержания силовых структур, а и в области принятия новых законодательных актов по защите наиболее цивилизованной части населения (в первую очередь предпринимателей). Это лежит на поверхности. Но здесь надо сказать о доверии, которое не позволяет складываться структурным связям современного бизнеса. Я, когда преподавал студентам, всегда объяснял им, что ни один закон не спасет структуру, если в ней присутствует нецивилизованный собственник. Все это ведет к высоким издержкам бизнеса, снижая его конкурентоспособность.

Чем же определяется развитие государства? Что же зависит от самой нации, а что зависит от ее политической элиты? Нация со своей культурологической традицией, включая мораль, является инерционной. Она консервативна, так как мораль, традиции, привычки, общественные стандарты и тому подобное изменяются медленно, переходя от поколения к поколению в процессе воспитания в семье, в школе, на работе. Но это не означает, что элита не способна повлиять на массовое сознание. Политическая и экономическая элита формируют вектор движения в обществе. Элита всегда придерживается морали, отличной от морали большинства.


Основная масса населения обычно начинает копировать поведение элиты, что означает, что элита формирует вектор движения для своей нации. Элита принимает решения при формировании государственных законов, по которым государство будет развиваться, а население, принимая установленные правила, постепенно корректирует свое поведение. Коррекция поведения постепенно формирует новую мораль, способствующую или препятствующую развитию. В зависимости от действий элиты нация начинает обгонять в развитии другие народы или, наоборот, проявляется ее отставание из-за более низких возможностей для принятия законов, способствующих опережению в историческом развитии.

Действующая модель
исторического развития
на основе существующей морали
и государственных законов.
Действия
и решения
,
принимаемые элитой
Элита может изменить вектор развития,
если принимаемые ею решения будут учитывать
правила поведения в обществе.
Измененная модель
Изменение модели может потребовать
работы нескольких поколений
и последовательного изменения законодательства,
включая порядок его применения.

Таким образом, законы могут быть приняты только в том случае, если они адекватны сложившейся в обществе морали. Но при этом необходимо учитывать, что мораль, как и основные культурологические основы в обществе, не стоит на месте, а развивается. Вектор движения задает элита. И в этом смысле нельзя сказать, что народ не готов к рынку или к демократии. Можно говорить о готовности для движения в соответствующем направлении элиты данного общества. Она в конечном итоге формирует мораль, где могут действовать или отсутствовать демократический порядок принятия решений. А элита может жить по законам, отличным от законов, по которым живут ее граждане (об этом подробно в комментарии к книге Фукуямы).

Нарушение нормальных моральных принципов не всегда заметно. Иногда руководителям кажется, что принимают решения для благостных целей, а результат приводит к формированию аморальных принципов у тех, кто это решение будет проводить в жизнь.
К примеру. Формирование политических структур сверху приводит в ряды создаваемых организаций карьеристов. При этом не карьеристов-прагматиков, а карьеристов-циников. Для понимания этого тезиса достаточно присмотреться к развитию политических структур в России в 90-е и нулевые годы. А отсутствие нормальной морали приводит к разложению государственного аппарата и тех структур, на которые он опирается. А это ведет к потере управляемости (подробнее об этом на странице сайта Решение задачи: вертикаль власти без коррупции).
В этой части я вхожу в полемику с работой И.В.Дубровская, В.А.Мау "ВЕЛИКИЕ РЕВОЛЮЦИИ от Кромвеля до Путина". Отсутствие необходимой морали со стороны правителей приводит к желанию изменить ситуацию. Утверждение же авторов книги, что к этому приводит нищета - не верно. Нищета лишь является тем поводом, который позволяет вовлечь в революционные преобразования широкие массы и решать проблемы государственного переустройства без учета человеческих жертв.

Посмотрите еще страницу
ЗАСТОЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ.
Хотя это не данная тема,
но с ней тесно соприкасается

Продолжение

1
Предисловие

2
Познание мира
через моделирование

3
Наше сознание
и моделирование


4
Моделирование
и ожидаемые результаты

5
Основа -
согласование подходов

6
Активные
и пассивные решения

7
Структура -
основа моделирования

8
Открытость информации

9
Цели

10
Ниша деятельности

11
Инновации

12
Стандарты

13
Инвестиции

14
Участники процесса

15
Формирование команды

16
Дополнительная литература

17
Проблемы, обсуждаемые в СМИ

18
Анекдоты
по теме

На главную страницу сайта

Отдельный сайт освещает темы морали.
Рекомендую прочесть, нажав здесь.

Если Вас интересуют только отдельные темы сайта, то они перечислены на странице ТЕМЫ САЙТА

© Юрий Никольский
"РЕШЕНИЯ:
ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИИ + ПРАКТИКА"